Чем детский театр отличается от взрослого
Идти с ребёнком в обычный “взрослый” театр на какое-нибудь классическое представление в качестве первого знакомства — вряд ли хорошая идея.
Это развлечение подойдёт подросткам, особенно если подобрать спектакль по произведениям, которые они уже проходили в школе, или детям, уже знакомым с форматом театральных представлений по детским постановкам.
Куда же сходить с детьми помладше, если хочется познакомить их со сценой и дать почувствовать эту неповторимую атмосферу? Отправляйтесь в детский театр!
Что такое детский театр
Ещё каких-то 10-15 лет назад детский театр ограничивался кукольными представлениями и выездной анимацией. Сейчас это целые спектакли для разных возрастных групп и детских интересов.
Главная задача детского театра — не просто развлечь ребёнка, а приобщить его к искусству и культуре. Очень важно сформировать правильные ценности с ранних лет.
Кроме всего этого детский театр:
- развивает у детей эмпатию
- способствует социализации ребёнка
- учит фантазировать, мечтать
- “тренирует” творческие способности
Многие детские театры постепенно подстроили свои программы под психологию ребёнка и из чисто развлекательных превратились ещё и в развивающие. В некоторых из них программы спектаклей разрабатываются совместно с психологами и педагогами.
В чём отличие детского театра от взрослого
Во взрослом театре зритель сидит в зале и смотрит на происходящее на сцене. В детском театре это правило работать не будет — удержать внимание ребёнка дольше, чем на 20-30 минут, почти невозможно. Чтобы сохранить интерес ребёнка к тому, что происходит на сцене, в постановку добавляют частые смены действия, паузы или игровые элементы.
Такие интерактивные спектакли строятся на взаимодействии героев и зрителей, где последние могут помогать в ходе представления или даже влиять на развитие событий. Важное отличие также в сценарии. Именно поэтому для разных возрастов свои требования к нему.
Вы наверняка обращали внимания на цифру, указанную на афишах в театре, кино или на книге: 0+, 6+ и так далее. Это закреплённая в законодательстве классификация. Разберёмся, что означает каждый возрастной диапазон, и почему это так важно:
0+
В сюжете присутствуют только милые добрые персонажи, никаких негативных сцен. Добро всегда побеждает зло. Отрицательные персонажи или больше смешные, чем злые, или их попросту нет.
6+
Здесь уже можно поднимать простые социальные вопросы: болезни, потери близких, честность, ценность дружбы. Естественно, нельзя показывать негативные сцены, но можно упоминать о них в сюжете. Подходят, например, постановки по мотивам сказок с овдовевшим или осиротевшим героем (Золушка, Белоснежка и так далее).
12+
В этой категории поднимаются более сложные вопросы: отношения внутри семьи, любовь и дружба, а также жестокость и насилие. Негативные сцены можно показывать, но с обязательным условием их осуждения и с демонстрацией сострадания к жертве. Зачем? В этом возрасте важно объяснить детям вещи, с которыми они, возможно, столкнутся в будущем. При этом задача не напугать, а объяснить, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
При выборе театральной постановки возрастные ограничения говорят не только о присутствии негативных сцен. Маленькому ребёнку может быть банально непонятен сюжет, если он предназначен для тех, кому уже больше 12 лет. В свою очередь, подросткам будет откровенно скучно на сказке о Колобке.
Отвечая на вопрос, в чём ключевое отличие детского и взрослого театра, можно сделать вывод, что оно кроется именно в сюжете и поднимаемой проблематике.
Ограничения, которые накладываются на спектакли для детей, заставляют сценаристов хорошо продумать идею спектакля. Выбор аудитории крайне важен, если зрители — дети.
Другая часть аудитории — родители. Если они не одобрят идею или сюжет, с большой вероятностью театр быстро потеряет популярность. Это дополнительные условия для сценаристов и режиссёров при подготовке постановки.
Как уже сказано выше, некоторые детские театры при работе над спектаклем прибегают к помощи психологов. Потому что это:
- гарантирует соответствие возрастному ограничению
- помогает формировать здоровое психологическое восприятие
- поднимает именно те проблемы, которые интересны детям определённой возрастной группы
Мнение психологов
К первому посещению детского театра нужно подготовиться заблаговременно. Выберите самое удобное время, чтобы приехать заранее, переодеться без толпы и очереди в гардероб и спокойно пройти в зал.
Посещая театр с маленьким ребёнком, родителям нужно быть особенно внимательными, ведь малыш попадает в совершенно незнакомую атмосферу и напугать его может буквально всё, что угодно:
- темнота
- громкие звуки
- шорохи соседей по залу
- отрицательные герои
- костюмы актёров
- большой тяжёлый занавес, который страшно поднимается
— и так далее. Чем спокойнее будут родители накануне, в дороге и в фойе театра, тем больше удовольствия получит ребёнок от шоу.
Если малыш не из пугливых, зато часто отвлекается и быстро теряет интерес к происходящему на сцене, лучше выбирать для первых походов представления покороче. Сам формат детского театра очень благотворно влияет на развитие ребёнка. Это и творческие способности, и внимание, и общая эрудиция. Сюжет постановки легче запомнить, глядя на сцену. Это может пригодиться, если впоследствии нужно будет прочесть и пересказать произведение из школьной программы, которое ребёнок успел посмотреть.
Правила поведения и дисциплина
Ребёнок, который постоянно и громко задаёт вопросы родителям, не только отвлекает остальных зрителей и мешает актёрам, но и сам не получит удовольствия от просмотра, и не даст сделать этого другим. Недопустимо также бегать по залу, выбегать на сцену и всячески мешать другим зрителям сосредоточиться на том, что происходит на сцене. За это вам не скажут спасибо ни зрители, ни актёры.
Важно объяснить ребёнку нормы поведения в театре ещё до первого посещения, чтобы не омрачить впечатление о нём. Даже если вам кажется, что ребёнок и так всё понимает, лучше всё же проговорите правила ещё раз.
В нашем театре однажды произошёл инцидент: ребёнок… прокусил аниматору руку! Родители отшутились: “Хорошо, что это была не собака!”, а актёру пришлось делать операцию, чтобы восстановить связки. Конечно, это единичный случай, однако и такое развитие событий стоит предусмотреть, чтобы не войти в историю. Дети очень подвижны и любят находить приключения в самых неожиданных местах. Иногда они падают с крутой лестницы или на скользком полу. Важно понимать, что даже в детском театре пол не предназначен для стометровки, а на лестнице детей нужно держать за руку.
С другой стороны, излишняя дисциплина в детском театре — тоже плохо. Шоу для юных зрителей чаще всего интерактивные, и актёрам вовсе не нужно, чтобы ребёнок тихонечко сидел. Это значит, что кричать и прыгать можно — если детей об этом попросили со сцены.
Представители театров часто говорят, что их очень огорчает, когда родители буквально не дают ребёнку сдвинуться с места, постоянно одёргивают и призывают вести себя тихо. В итоге пока все веселятся и участвуют в представлении, он сидит и ждёт окончания “пытки”. Это не привьёт любви к театру.
Лучшее решение — найти золотую середину между этими двумя крайностями и дать ребёнку возможность окунуться в неповторимую атмосферу детского театра!
Всё-таки театр — особый вид искусства и развлечения. Он многим отличается от кино или детской анимации на праздниках.
Чтобы ребёнок ценил искусство и разбирался в его направлениях, важно приобщить его к театральной жизни с малых лет. Для этой цели отлично подойдёт детский театр — место, где точно будет интересно, полезно и познавательно.