О театре

Каким должен быть хороший детский спектакль

Сейчас нет недостатка в театрализованных представлениях для детей. С одной стороны, это хорошо, так как даёт родителям возможность выбора темы спектакля, длительности и сложности постановки. С другой — в таком многообразии легко не заметить, как вместо настоящего театра вы попадёте на банальную детскую анимацию довольно низкого качества.

Чем детский театр отличается от взрослого, мы уже рассказали. Как же выбрать хороший детский спектакль и на какие критерии ориентироваться родителям? Разбираемся в этой статье.

Как было раньше

Лет 10-15 назад слова “детский спектакль” в театральной среде не значили ничего хорошего.

Театровед Марина Корнакова рассказывает, как в 2004 году создавался Всероссийский фестиваль детского театрального искусства “Арлекин”. По её словам, создавалось ощущение, что это были постановки режиссёров-троечников, которые не нашли себе места в “нормальных” местах. Сценарий и глубина драматургии были рассчитаны скорее на маленьких дурачков, чем на детей.

Такое отношение самих театров к своим же постановкам привело к тому, что в среде актёров и режиссёров детское театральное искусство стали воспринимать как нечто второсортное.

К счастью, среди массы плохих детских спектаклей находились и те, на которые хотелось бы равняться. Их ставили режиссёры, отлично знакомые с детьми.

Ребёнок воспринимает театр гораздо глубже и ближе к сердцу, чем думает среднестатистический взрослый. На этом и строится один из главных принципов хорошего детского спектакля — сценарий.

Что должно быть в сценарии

Идеальный спектакль — это такой, на который приходят снова и снова. Если цель постановки — просто убить время, занять ребёнка, пока родители отдыхают в буфете, на неё точно не придут второй раз.

В сценарии должны быть:

  • сюжет
  • раскрытые характеры персонажей, чтобы у зрителя не оставалось вопросов
  • интрига
  • мораль

Сейчас есть театры для детей, где не боятся говорить с детьми на любые темы. Информация подаётся художественно и глубоко. Например, работы молодых режиссёров в московском РАМТе.

Происходящее на сцене рассчитано на воображение ребёнка, его природную любовь к игре. Маленький зритель оказывается втянут в творческий процесс, а это значит, что такой спектакль он не забудет.

За время просмотра ребёнок внутренне преображается и понимает, что театр — это тоже игра и, вместе с тем, важная часть нашей жизни, интересная и многогранная.

С другой стороны, есть много режиссёров, которым проще и привычнее пойти по проторенной дорожке и показывать детям классику: “Золушку”, “Дюймовочку” или “Стойкого оловянного солдатика”. В этом случае игра актёров и режиссёрская задумка решают всё.

Можно прийти на одну и ту же пьесу в два разных театра, и разница будет видна невооружённым глазом. Причём ребёнку — в первую очередь. И здесь мы подошли ко второму критерию качества спектакля — это актёрский состав.

Хороший детский актёр — кто он?

Человеку, далёкому от театра, этот вопрос покажется странным. Какие могут быть особенности в работе с детьми? Это взрослым нужна актёрская игра, и всё равно найдутся люди, которые актёру не поверят. С детьми проще — надел костюм собаки и тебя воспринимают как Шарика из Простоквашино.

На самом деле, думать так — большое заблуждение. Взрослый зритель в большинстве случаев досидит хотя бы до антракта, даже если игра актёров ему не нравится. Ребёнок же быстро выразит дискомфорт. У малыша это будет громкий плач, а ребёнок постарше задёргает родителя вопросами, типа “Ну когда уже всё?!”. Актёрам это всегда видно.

По этой причине актёр детского театра — не только профессионал в своей области, но и немного педагог, психолог и даже сам чуть-чуть ребёнок. Чтобы понравиться детям, нужно думать и вести себя, как они.

В частности, доносить новую информацию до ребёнка нужно размеренно и медленно. Резкие движения, громкие звуки или слишком яркие костюмы там, где они не нужны, вызовут обратный эффект и бурную негативную реакцию.

Детскому актёру нужно всегда поддерживать зрительный контакт с каждым ребёнком в зале и правильно реагировать на “обратную связь” от детей. В его работе практически всегда присутствует элемент импровизации.

Как не ошибиться с выбором

Как родителю понять качество спектакля “с порога”, особенно, если вы сами не имеете большого опыта походов в театры и просто хотите хорошо провести время с ребёнком? Есть несколько способов:

Отзывы

О чём пишут зрители? Если в их откликах нет ничего, кроме “Всё круто, всё понравилось”, то вряд ли в этом спектакле есть, на что смотреть. Это просто способ весело провести время.

Известность среди родителей

Если у театра есть социальные сети, посмотрите, на посты о каких спектаклях больше всего реакций. Что обсуждают зрители, какие вопросы задают. И, самое главное, какие ответы они получают!

В социальных сетях можно найти фрагменты постановок или короткие видео, снятые подписчиками. По ним тоже можно составить мнение о спектакле.

Любой хороший детский театр рано или поздно приобретает известность в родительской среде. И чаще всего она начинается именно с одного-двух “флагманских” спектаклей. Если постановку вам посоветовали сразу несколько человек, она будет хорошей с очень большой вероятностью.

Стоимость

Как мы уже сказали, важные критерии хорошего детского спектакля — это сценарий, режиссура и игра актёров. Ничего из этого не стоит дёшево: сотрудникам нужно платить зарплату и, желательно, такую, чтобы им не хотелось уйти в другие труппы. Аренда зала тоже стоит определённых денег. А ещё нужно привлечь зрителей, а для этого сделать рекламу, напечатать афиши и так далее.

Поэтому стоимость билета просто не может быть маленькой. Исключение: начинающие театры или сообщества студентов театральных вузов. В этом случае первые шаги они могут делать на чистом энтузиазме, но потом и на их спектакли стоимость обязательно вырастет.

Если вы хотите приобщить ребёнка к театральной жизни с малых лет, не ленитесь изучить отзывы о спектаклях и пообщаться с другими родителями. Но в любом случае нет ничего ценнее практического опыта. Чтобы определить собственные требования к детскому спектаклю, нужно посетить не только хорошие, но и плохие постановки.