О ментальном и физическом

Готов ли ребёнок к школе?

Наступило лето, а это значит, что до сентября остаются считанные месяцы. Тем, кто собирается в первый класс, самое время начинать готовиться — и физически, и материально, и морально.

Кстати, помимо подготовки, неплохо бы подумать и о подарке будущему школьнику ко Дню Знаний. Об этом — в другой нашей статье.

Давайте вместе разберёмся, как понять: готов ли ваш ребёнок к первому классу.

Проверяем базовые навыки

В школе дети оторваны от родителей: проконтролировать их опрятность, поели ли они и вымыли ли руки, не получится. Поэтому для начала стоит оценить именно эти умения.

Вот ключевые вещи, которые должен освоить ребёнок:

  • самостоятельно одеться и обуться
  • оценивать опрятность наряда в зеркале
  • собирать вещи в рюкзак под контролем родителей
  • умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета
  • открывать пластиковые бутылки, жестяные банки, упаковки и контейнеры

Кроме всего этого будущему школьнику необходимо чётко знать свои фамилию и имя, имена родителей и домашний адрес. Хорошо, если у него будут где-то записаны и телефоны. 

Некоторые дети в этом возрасте умудряются даже запомнить номер мамы или папы, но это не обязательное условие, хоть и существенно облегчает жизнь.

Общение и социализация

К 6-7 годам нужно обладать рядом социальных навыков. Например:

  • здороваться со старшими и с одноклассниками
  • уметь поддержать непринуждённый разговор
  • чётко отвечать на вопросы учителя

Если ваш ребёнок по каким-то причинам не посещал детский сад или в целом ведёт себя довольно замкнуто, хорошо бы дать ему возможность пообщаться с разными детьми. Например:

— и так далее. Так он привыкнет к большим коллективам и, скорее всего, не испытает сильного стресса от резкой смены обстановки 1 сентября.

Важные знания

Многим родителям кажется, что самые важные навыки — умение читать, считать или писать. Но это совсем не так. Этому ребёнок и будет учиться в школе. А вот на знание базовых вещей внимание обратить стоит. Например:

  • времена года
  • месяцы
  • дни недели
  • время суток

— и их последовательности. Если дошкольник называет всё это в правильном порядке, пусть и с парой-тройкой подсказок, значит, он готов к восприятию школьной информации. Кстати, психологи говорят, что именно наличие этих знаний означает хорошую способность к автоматизации чтения и письма.

Цветовое восприятие

Этот простой тест тоже поможет вам оценить способности вашего ребёнка к чтению.

Возьмите цветные дощечки, фишки или просто кружочки от пирамидки. Разложите их в несколько рядов и попросите ребёнка по порядку назвать каждый цвет. Обращайте внимание не только на правильность ответов, но и на то, не пропускает ли чадо фишки. 

Такое упражнение позволяет понять, может ли малыш удерживать взгляд на строке.

Знание основных цветов — тоже важный навык, без которого ребёнку будет довольно трудно на уроках.

Пространственное мышление

Возьмите разные геометрические фигуры и разложите так же, как в предыдущем примере. Сначала нужно назвать все по порядку. Затем ответить на вопросы:

  • Что лежит перед треугольником?
  • Какая фигура находится над квадратом?
  • А какие — вокруг прямоугольника?

И так далее. В этом тесте оценивается и знание фигур, и умение распознавать предлоги и ориентироваться в пространстве.

Педагоги и психологи уверены, что навыки чтения и грамотной речи можно приобрести, если гармонично развивать восприятие предложений в тексте, слов — в предложении, звуков — в слове.

Смотрим, слушаем и повторяем

Хлопните в ладоши, топните ногой, щёлкните языком в определённой последовательности и так, чтобы ребёнок этого не видел. А затем попросите его повторить. Таким образом мы проверяем слуховое восприятие информации.

Затем спойте вымышленную песенку из набора звуков. Например: ма-на-ба-га-ва-за-ка. Потом усложните задачу, сгруппировав похожие слоги: тя-та-да, на-ня-на, ла-ля-ла. Повторил? Отлично!

Сразу после этого можно предложить чаду скопировать ваши движения: прыжок, поворот на месте, приседание — всё, что придёт в голову и в любой последовательности. Если будущий первоклассник смог их повторить без запинки, значит, и зрительная память в норме. Заодно этот тест немного “разбудит” его после сложных задачек на цвета и фигуры.

Размялись? Возьмите карточки с картинками и поиграйте в маджонг. Пусть ребёнок найдёт пары. Вариант попроще — выложить последовательность, а затем перемешать карты и попросить дошкольника её восстановить. Так мы проверим память и логику.

Задачка со звёздочкой

Из набора простых символов, например ” * ^ / = +”, создайте определённую последовательность и попросите ребёнка продолжить её. Следите, как ваше чадо держит карандаш, насколько быстро понимает суть задачи и справляется с ней.

Главное — не переборщите со сложностью! Если задачки будут по плечу, ребёнок с удовольствием будет их решать. Можно даже поиграть — пусть он тоже придумает для вас такую загадку.

Все эти тесты займут не больше 30-40 минут, зато пользы от них очень много. Это поможет точно определить готовность ребёнка к первому классу. Кроме того, весёлые задачки — отличное и полезное совместное развлечение.